В начале февраля 2014 года в МБОУ «Приволжская ООШ» прошла научно-практическая конференция творчества школьников «EXCELSIOR-2014». По направлению «Естественно-технические науки» с исследовательскими работами выступили учащиеся 8 класса Короткин Дмитрий и Кулаков Иван.
Дмитрий представил исследовательскую работу «Применение математики в решении дистанционных олимпиадных задач по физике». Дистанционные олимпиады по физике поддерживают и развивают интерес к предмету, стимулируют активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по теме, в работе с дополнительной литературой, помогают школьникам формировать свой уникальный творческий мир. Дима участвовал в различных дистанционных олимпиадах по физике. Особенно ему понравилось участвовать в интернет - олимпиаде по физике, организованной Санкт-Петербургским государственным университетом и Национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики, где в отличие от других олимпиад использовалась виртуальная лаборатория.
В своей работе он показал применение математических формул и алгебраических преобразований в решении задач дистанционных олимпиад по физике и доказал, что не зная математики трудно что-либо решить по физике. Не зря говорят, что математика – служанка физики.
А Иван Кулаков представил свою исследовательскую работу по теме «Уравнение в целых числах и методы их решения», с которыми он впервые встретился в ходе участия в различных дистанционных олимпиадах по математике и привел в своей работе 10 методов решения таких уравнений, подробно остановился на одном из этих методов «Разложения на множители». На примере решения квадратного уравнения он показал возможность его решения не только по формуле нахождения корней квадратного уравнения, но и методом разложения на множители. Решение уравнений в целых числах с целыми коэффициентами более чем с одним неизвестным представляет собой одну из труднейших и древнейших математических задач. В 1970 году ленинградский математик Ю.В. Матиясевич доказал, что общего способа быть не может, не существует единого алгоритма, позволяющего за конечное число шагов решать в целых числах произвольные диофантовы уравнения и поэтому ученики должны для каждого уравнения выбирать собственный метод решения, в основе которых лежат определения и свойства делимости чисел.
С данной работой он ознакомил одноклассников на уроке алгебры, и в ходе обсуждения этого метода решения квадратного уравнения у некоторых учащихся сформировалось мнение, что все-таки решение квадратных уравнений по формуле корней квадратного уравнения проще и удобнее.
С этими исследовательскими работами ребята будут принимать участие на районной конференции творчества школьника «EXCELSIOR-2014».
Алексеева О.В., учитель физики и математики